[ Скачать с сервера (21.9 Kb) ] 2019-06-25, 3:08 PM
Многие учителя лицея оказываются в ситуации, когда необходимо подготовить ученика к олимпиаде, подготовить нескольких обучающихся к сдаче ЕГЭ (если это предмет по выбору), и, наконец, просто "изолировать" (в хорошем смысле этого слова) одного ученика на уроке, потому что он "на три головы выше" класса или группы.
Я оказалась в такой ситуации, когда Кристина Кондакова обучалась в 6 классе (пятый мы как-то "выжили" вместе со всей группой). Работая в 6"Б" классе, я постоянно сталкивалась с тем, что готовлю к каждому уроку два варианта: для всех и для Кристины. Постепенно разрыв между школьниками рос. И базовый учебник становился для Кристины слишком простым. 
Ярко определились проблемы:
Как организовать процесс работы с одарённой ученицей так, чтобы ее способности развивались, а группа не оставалась без внимания?
Как избежать опасности притормозить или остановить ребенка?
Как не допустить переход одаренного в языковом отношении школьника в профильное образовательное учреждение?
Пришлось искать решение проблемы.
Первым вариантом для меня стал сопутствующий УМК. Я выбирала темы, созвучные с теми, что предлагались в базовом УМК, и расширяла лексику, углубляла грамматику, добавляла аудио и видеоматериалы, предлагала страноведческий материал. 
Кроме того, успешным оказалось участие Кристины в программе AFS. Здесь, конечно, большая заслуга родителей девушки. Они не побоялись взять на себя ответственность за пребывание в своей семье 17-летней итальянки, в то время как Кристине было всего 12. Цель родителей была одна - изучение английского, а затем и итальянского языков. Чтобы поддержать Кристину и Джулию, я предложила им совместную проектную работу «Создание комплекта материалов для изучения русского языка студентом-итальянцем». Посредником в работе, конечно, был английский язык. Работа получилась достойная. Девочки заработали победу на городском конкурсе «Юный исследователь города Кирово-Чепецка» и стали дипломантами 1 степени на межрегиональном конгрессе «Шаг в будущее».
Но с 7 класса появилась новая проблема - участие Кристины во Всероссийской олимпиаде школьников. Я нашла решение в исключении базового учебника из работы с Кристиной. С 7 класса девушка обучалась по индивидуальному плану. Я попыталась как-то «собрать» этот план. Это не был индивидуальный образовательный маршрут, поскольку он не предусмотрен нашей образовательной организацией. Это был именно план индивидуальной работы с одаренным ребенком. Вот так она выглядел:

В 8 классе нам на помощь пришли учебники, которые привезла из США моя коллега. Я нашла электронные приложения к ним. Строила работу Кристины только индивидуально, без какой-либо привязки к школьному учебнику. НО! Это очень тяжело! Это очень трудно!!! Потому что если ты с классом, одаренный ребенок один. Если ты с одаренным, страдает класс. Иногда я пыталась разделить урок на 2 части (пол-урока - с группой, дальше - самостоятельная работа; пол-урока с Кристиной в обратном порядке). Но для учителя это действительно очень сложно: вместо одной подготовки в итоге к каждому уроку их получается три!!! Почему три? Конечно, это две подготовки к классу, в котором обучается одаренный ребенок + одна подготовка для других классов. А в неделю? Вместо трёх это уже девять. И никак эту работу рационально организовать, к сожалению, невозможно. 

Когда я вернулась из отпуска по уходу за ребёнком в 10 класс, Кристина оказалась не в моей подгруппе (из-за смены учителя в 9 классе). Я в тайне обрадовалась… Радовалась недолго, потому что девушка поменяла классы и благополучно поставила и меня, и себя всё в ту же ситуацию: ОНА - ГРУППА. И всё для меня как учителя-предметника стало ещё сложнее - Кристина отправляется на региональный этап ВОШ. Известно, что задания регионального этапа практически никак не связаны с теми базовыми учебниками, по которым мы работаем. В профильных гуманитарных гимназиях есть очень важный предмет - страноведение или лингвострановедение... И мы с Кристиной начинаем догонять!.. Пришлось разработать курс по выбору только по страноведению. Кристина осилила его лишь частично. Пришлось учиться писать "письма", о формате которых в наших учебниках (даже в Starlight, по которому учится профиль) не сказано ни слова. Пришлось "перекапывать" литературные энциклопедии. Пришлось зубрить фразеологизмы (они тоже никак нигде не изучаются). По воскресеньям мы ездили на платные консультации в Киров.... Фух!

Полегче стало только в 11 классе, т.к. ещё 4 человека из группы решили сдавать ЕГЭ по английскому. Мы работали с ними по профильному учебнику, который хорошо готовит к экзамену. Ну и самое приятное - это курс по выбору, где все хотят получить знания ну, или вынуждены хотеть. 

Проанализировав работу с одним одарённым ребенком, прихожу к выводу, что для данной работы должны быть созданы условия:

• индивидуальные занятия, стоящие в расписании (желательно не восьмым по счёту уроком)

• частичное освобождение школьника от "базовой работы" по предмету

• перенос части времени на самообразование

• группировка одаренных в отдельные группы (курсы по выбору здесь не подходят, т.к. в них принимают участие обучающихся с разным уровнем знаний)

• организация системы работы с такими детьми - их надо "растить" постепенно и очень долго

И что бы кто ни говорил по поводу дополнительных школ (в частности, школ английского языка), держим нос по ветру мы, школьные учителя, мы знаем, куда направлять одаренного школьника. Мы и получаем бонусы от работы такого ученика: победы в олимпиадах и конкурсах. Кстати, уже давно закончилось участие Кристины в многоэтапной олимпиаде для поступления в вуз (ВШЭ). Девушка стала призером 2 степени и вуз засчитал ее результат ЕГЭ за 100 ( реальный экзамен она сдала на 96).

P.S. Кристина учится в Высшей школе экономики, свободно говорит на английском, испанском и итальянском языках. Третий год изучает французский. Год она отучилась в Испании (получила направление от своего вуза). Я за неё безмерно рада!!!

Подробно об индивидуальном образовательном маршруте в прикреплённом файле.

Категория: Статьи | Добавил: koranserg
Просмотров: 62 | Загрузок: 4 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/2
avatar
Уважаемая Анна Сергеевна!
    В период моей работы в школе мы серьезно занимались работой с одарёнными учащимися. Это была системная работа по развитию лучших качеств ребёнка. Среди них сейчас шесть кандидатов наук, руководители крупных образовательных организаций. Вы находитесь на верном пути. Приятно, что молодые учителя продолжают наши традиции и Ваши ученики становятся прекрасными учителями иностранного языка! 
    Изучая Ваш сайт, увидел, что некоторые из них работают учителями иностранного языка в других странах.

    С уважением, Александр Пивоваров, к.п.н, доцент кафедры предметных областей.
avatar
0
8 koranserg • 11:16 PM, 2019-07-17
Александр Анатольевич, я согласна с Вами, что только системная работа с одаренными школьниками (хотя термин "одаренный" считается сейчас спорным) может принести результат. Если только раз в год готовить к олимпиаде, результата серьёзного не добиться. В школах с системой-то как раз проблемы. По большому счету каждый учитель решает ее по-своему. Кто-то хочет "усреднить" такого школьника, кто-то даёт индивидуальные задания, кто-то занимается после уроков, кому-то везёт с внеурочкой. 
В любом случае, если "продвинутый" в Вашем предмете ученик видит Вашу искреннюю заинтересованность, отдача будет обязательно!
avatar
5 polushkina_m • 11:16 AM, 2019-07-07
Здравствуйте, Анна Сергеевна!
Спасибо Вам за освящение данной проблемы. Работая немного в другой сфере образования и имея небольшой стаж работы, мне приходилось сталкиваться с тем, что уровень у всех учеников абсолютно разный. И случалось, что кто-то был определенно выше остальных на голову и для меня это была абсолютно неразрешимая ситуация: как хотя бы примерно уравнять их, какие подобрать задания... Поэтому знакомство с Вашим опытом было для меня очень полезно и кое-чему научило. Спасибо!
С уважением, Полушкина М.К. (г. Казань, Республика Татарстан)
avatar
0
6 koranserg • 7:11 PM, 2019-07-08
Здравствуйте, Маргарита. Правда, иногда хочется, чтобы все были "ровненькие". Но такого, к сожалению, не бывает. Есть ребята, которым труднее дается предмет (неважно, какой). Радостно, что есть успешные, возможно, одаренные школьники.  Но с ними надо поработать, "попыхтеть". Одно знаю точно: и с теми, и с другими БУДЕТ результат!!!
avatar
0
4 koranserg • 10:53 PM, 2019-07-06
Пользуйтесь на здоровье. Мне лично не хватает системной работы с одаренными детьми в стенах лицея. Спецкурс? - Не то! Индивидуальное занятие раз в неделю? - Нельзя меньше 6 человек (группы)! Тогда как??? Сложно...
avatar
3 zhershowa • 9:15 AM, 2019-07-05
Организовать работу с одаренным учеником - это очень сложно. Иногда не хватает времени, а иногда ты и сам не знаешь, как это все правильно организовать. Работа с одаренными детьми - это то, что просто необходимо делать каждому педагогу: увидеть талант, помочь ребенку раскрыть  его и помочь новой звездочке засиять на небосклоне. Анна Сергеевна, большое спасибо за Вашу "подсказку" в работе с талантливыми и одаренными. Нашла ответы на многие сложные вопросы и наметила планы на будущее.
avatar
1 turanyolga • 4:06 PM, 2019-06-25
Да, да, Анна Сергеевна, полностью согласна! Одаренного ребенка вести к успеху- труд, да еще какой! Понимая, что он горы свернуть готов (и может), учителю нельзя расслабляться. Это подразумевает оочень много индивидуальной работы сверх школьной программы. Но зато плоды...)))
Кислицына О. В. КОГОАУ ЛЕН
avatar
0
2 koranserg • 8:11 PM, 2019-06-27
Это труд, серьёзный, непростой, но очень познавательный. Даже для себя откапываешь очень интересную информацию. Сама "выходишь за рамки"!
avatar