Конкурсное эссе

Дорогие гости моего сайта! Конкурс "Учитель года" города Кирово-Чепецка, Кировской области и России позади. Можно открывать карты, как говорится. Поэтому хочу познакомить вас с теми мыслями, которые я "озвучивала" в своих эссе о педагогической профессии. 

Итак, эссе #1. "Человек, благодаря которому я стала учителем"

Конкурс "Учитель года Кировской области - 2018".

"У воробьев совсем так же, как у людей".

М.Горький

     В начале сентября опавшая листва звучит особенно звонко. В очередной осенний день иду с работы домой и слушаю шуршание сухих листьев, когда они разлетаются из-под сапог в разные стороны. Иду, дышу, вспоминаю, думаю, даже что-то напеваю или проговариваю. Смотрю по сторонам. Люблю ходить одна. Дорога до дома занимает не больше двадцати минут. Но эти минуты мои!..
     Высокие березы, старенькие яблони, колючие кусты шиповника с крупными плодами. Слышу оглушающее чириканье! Откуда? Никого не видно. Всматриваюсь в яблони, ещё не растерявшие всей листвы. Там, за осенними дикими яблочками, чирикают воробьи. Такие маленькие и такие громкие. Особенно один. Он как будто что-то доказывает всем остальным. Доказывает яростно, отчаянно! Выпрыгивает почти мне под ноги, уже совсем взъерошенный, но гордый собой. На мгновение замирает, расправляет крылья и взлетает. Но невысоко. Облетает яблоню с другой стороны и возвращается к каким-то своим воробьиным делам.
     Кого-то он мне напоминает… Улыбаюсь. Вижу в этом взъерошенном воробье себя. Не с такой ли отчаянностью час назад пыталась объяснить пятиклассникам, что читать нужно с правильной интонацией? Не с таким ли самозабвением стояла у портрета принцессы Дианы, рассказывая десятому классу о значимости доброты в нашей жизни? Чем больше размышляю, тем больше напоминаю себе этого воробья.
     А сколько любви живет в этой маленькой птичке! И.С. Тургенев писал: "Только любовью держится и движется жизнь". В моём детстве было много любви, которая ничего не требовала взамен. Родители, младшая сестренка, бабушка и, конечно, первая учительница Зайкова Татьяна Алексеевна. Она тоже была похожа на воробья – хлопотала вокруг сорока одного (!) птенца, защищала, убеждала, любила. До сих пор вспоминаю Татьяну Алексеевну с особым трепетом и узнаю её учительские черты в себе: строгость, требовательность, иногда жёсткость. Свет и красота учебного кабинета, ощущение чистоты и порядка, логика урока - уже давно это и моя внутренняя необходимость.
     Я не мечтала стать учителем. Я просто много читала, любила поэзию и театр, чуть-чуть сочиняла сама. Я любила литературу. Стать филологом – идея, которая появилась еще в школьные годы. По-моему, ничего серьезнее филологического образования в духовном, душевном плане просто не существует. Наверное, чтобы стать учителем, необходимо пройти школу русской литературы, литературы сострадающей, сопереживающей, литературы жертвенной. Я считаю, что именно СОпереживание есть основа взаимоотношений учителя и ученика.
     Первый опыт работы учителем дал возможность в этом убедиться. Я пришла на практику к своей учительнице русского языка и литературы Карасевой Тамаре Васильевне. И вновь, как в школьные годы, она учила, направляла, советовала, чего-то совсем не принимала. Было трудно, но невероятно интересно. С моими первыми учениками мы читали древнерусскую литературу, рисовали иллюстрации, рассматривали картины В.М. Васнецова и даже побывали на его родине. Наверное, тогда судьба выбирала мою будущую профессию. Спустя почти двадцать лет я думаю, судьба не ошиблась. И, как воробей всю жизнь верен своей стае, я остаюсь верной своей профессии.
     Каждая птица имеет свой неповторимый "язык". Каждый народ обладает уникальной речью. Трепетное отношение к языкам во мне воспитали преподаватели факультета русского языка и литературы, факультета иностранных языков. Старославянский, древнерусский, современный русский и английский языки – это огромные миры. Познавать их – это как решать сложные математические задачи. Понять правописание слова, изучив его происхождение, восстановив все его древние формы – что может быть занимательнее! Несмотря на то что преподаю английский язык, я всегда исправляю написанное на русском, часто предлагаю школьникам лингвистические задачки. Например: "Верите ли вы, что много лет назад слова "начало" и "конец" были однокоренными?" И доказываю, что это действительно так. Задачки с английским языком бывают ещё интереснее: "Чем похожи слова small и маленький?" Думаем, рассуждаем, выдвигаем гипотезы. Интересно! Бережное отношение к родному языку, а через него к родной культуре – неотъемлемая черта современного выпускника. Задача учителя-лингвиста – воспитать это отношение.
     С одной стороны, иностранный язык, с другой – родной. Как два крыла – с одним не полетишь. Обращение к родному языку при обучении иностранному помогает достичь устойчивого результата. Две абсолютно разные культуры, два взгляда на мир – их сравнение становится основой обучения. "Границы моего языка являются границами моего мира", - писал Людвиг Витгенштейн. Мне, как учителю английского языка с филологическим образованием удается раскрывать школьникам мир родной культуры через познание культур других стран и народов. Студенты, приезжающие в лицей по международным программам, изучают русский язык с помощью английского. Моим ученикам открывается суть иностранного языка не как учебного предмета, а как средства общения, средства познания. Современный мир предполагает диалог разных культур, который и происходит на уроках английского языка.
     Кстати, слово "воробей" восходит к исконно русскому глаголу "ворковать", говорить. Я тоже люблю поговорить. Поговорить обо всем на свете: о любви и преданности, о чести и бесчестии, о природе и искусстве… А мои ученики, мои воробушки, с удовольствием слушают, часто спорят, доказывают свою правоту. Современный школьник говорит крайне мало, обрывочными фразами, словами чужого языка. Научить подростков выражать свою мысль, отстаивать свою точку зрения – задача современного учителя.
     Известно, что воробей – символ проворства и ловкости, символ внутренней свободы. Так и учителю необходимо быть внутренне свободным, выходить за рамки технологий, создавать своё и проживать новое вместе со своими учениками. Найти собственное решение – дело непростое. Но именно в моменты поиска нового, индивидуального, учитель становится учителем. Всегда искать и ничего не бояться учили меня мои родители. Учили говорить правду и отвечать за свои поступки. А ещё они научили меня делиться. Делиться всем и в любой ситуации. Учили помогать. Способность "отдать частичку себя" - черта настоящего учителя. Таким педагогом была моя школьная учительница английского языка Ямшанова Татьяна Николаевна. Она научила меня отдавать, ничего не требуя взамен. А ещё Татьяна Николаевна – невероятно порядочный человек. Будучи учителем, я тоже стараюсь быть честной и верной себе, как она.
     Птице необходимо небо, ей нужен полет. Сидя в клетке и получая готовый корм, птица разучится летать. Полет творчества, мысли, возможность действовать необходимы и ученику. Учитель помогает, направляет, показывает наиболее безопасный путь. И ученик забывает страх, собирается с силами и "встает на крыло". А "мама-воробьиха" рядом. У М.Горького точно так же воробьишка "подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста..."
     А я все иду и размышляю: "Человек, благодаря которому я стала учителем, - кто он?" Где тот момент, когда я стала учителем? Момент поступления в педагогический университет? Нет. Момент получения трудовой книжки с записью "учитель"? Нет. Момент первого урока, момент общения с коллегами или родителями учеников? Нет…
     Я знаю, что стала учителем. Но людей, благодаря которым это произошло, много. Родители, школьные учителя, преподаватели университета… Мне встречались талантливые, открытые, честные люди. Они помогали, советовали, говорили о недостатках. Они, как взрослые птицы, учили маленького воробья летать.
     Но есть еще один очень важный человек, благодаря которому я стала учителем. Он просто дал мне возможность им стать. Это мой настоящий друг, человек, который всегда рядом. Он приготовит ужин, когда я задерживаюсь на родительском собрании. Он прочитает на ночь книжку моим сыновьям, когда я готовлюсь к урокам. Он создаст тишину, когда мне просто необходимо подумать. Он мой муж. Он много лет помогает мне "летать".
Я учитель уже давно. И мои ученики приходят в учительскую профессию. Значит, всё правильно. Судьба действительно оказалась права.
     Листья звонко шуршат, а я иду и думаю: "Учитель – профессия-птица"… Знаю точно, что я воробей, подвижный, любящий жизнь, вечно взъерошенный, живущий в стае и преданный ей.
А если бы Вы были птицей, то какой?

 Эссе #2. "Я - учитель".

Конкурс "Учитель года России" - 2019.

Без напряжённой работы над собой, без фанатизма
ничего путного нельзя добиться ни в спорте, ни где либо ещё.
А.В. Тарасов
 
     Сегодня важный день. Всем классом идём смотреть хоккей. Играет 2005 год, а значит, играют наши мальчишки! Игра ответственная – полуфинал. На табло счёт 4:4. Кажется, лёд нагревается под коньками юных хоккеистов. Им всего по четырнадцать, но играют они по-настоящему: борются за шайбу, обгоняют соперников, въезжают в борт и совсем не замечают боли и усталости. Играют мои мальчишки, мои семиклассники. Всю игру особенно наблюдаю за Владом. Форвард, яркий и активный хоккеист, не отпускающий игру ни на мгновение, сосредоточенный и нацеленный только на победу.
     Почему в школе он совсем не такой? Он может лениться, не слушать учителя, не выполнять домашнее задание, у него внезапно может «заболеть живот». Почему? Что нужно сделать учителю, чтобы в школе "хоккеист", "пловец", "художник" и "музыкант" отдавали себя учебе так, как они отдают себя своему любимому занятию? Что важнее: экипировка или тактика? Кем стать учителю: тренером, игроком или спортивным врачом?
        Пункт 1. Соперник.
     "Не хочу", – ворчит Дима. Ему лень читать, лень выполнять домашнее задание, лень поднимать руку на уроке. Откуда это нежелание трудиться, нежелание преодолевать трудности? Виноват ли в этом ребенок? Мне кажется, не совсем. Мы в детстве своими руками мастерили кораблики, кукольные домики, самолётики, а современный ребенок всё получает в готовом виде. Мы сами учим его получать готовое: готовый завтрак, готовое домашнее задание, готовый ответ на вопрос. Одна из основных задач учителя – учить (и научить!) школьника самостоятельно мыслить, принимать решения, добиваться поставленной цели. Лень – соперник, который сильно мешает нашей "игре".
     На уроках английского языка Артём часто задает мне вопрос: "Зачем учить, если всё есть в смартфоне? Я наведу его на текст, и всё станет понятным!" Современному школьнику действительно трудно понять, зачем мыть посуду, если есть посудомоечная машина, зачем учить слова и тексты, если есть электронные переводчики. Но как мышцы сломанной ноги, находящейся месяц в гипсе, атрофируются от бездействия, так перестаёт работать мозг, пользующийся "готовым продуктом". Моя задача – учить размышлять и, конечно, учить говорить.
      Андрей недавно сказал: "Зачем учиться хорошо, если многие известные люди учились в школе плохо и всё равно добились успеха?" Спорить сложно. Сложно найти подходящие аргументы. У большинства подростков в принципе отсутствует "культ учёбы". Приходится искать и находить примеры обратного. Сергей Безруков, Максим Галкин, Полина Гагарина были отличниками или хорошистами. Натали Портман хорошо училась в школе и окончила Гарвард. Психологи уверены, что у отличников и троечников свои сильные и слабые стороны. Отличники трудолюбивы и ответственны, а троечники лучше ориентируются в стрессовых ситуациях. Они идут к успеху разными путями, но добраться могут и те, и другие. Задача учителя – помочь школьнику понять смысл учения, помочь ему ответить на вопрос: "Зачем мне это надо?" Учитель собственным примером трудолюбия способен продемонстрировать путь к успеху в профессии.
     Пункт 2. Экипировка.
     "Я не могу выполнить это задание!" – говорит Полина. Её подхватывает Лера. Знаю, что следом придут ещё две группы семиклассников и кто-то скажет то же самое. Задумайтесь: учебник предлагает классу (разным классам разных школ) один и тот же материал. Взгляните на шайбу: единый для всех игроков диск из вулканизированной резины. С ней надо что-то делать (желательно довести до ворот и забить гол). Шайба одна, но коньки и клюшка каждого игрока подходящего только ему размера. У них две главные функции – комфорт и защита. Учитель тоже может "вооружить" своих игроков, может сделать материал учебника "подходящим" каждому ученику. Так, работа с текстом (это самый частый вариант на уроке иностранного языка) может быть организована в парах или индивидуально: Полина разбивает текст на смысловые части и составляет к нему план, Вова ищет незнакомые слова и работает со словарём, Лера выписывает идеи автора, Даша и Вика отвечают на вопросы после текста. Десять – пятнадцать минут "комфортной" и "безопасной" работы, а затем совместное обсуждение полученного. Шайба в воротах!
       Пункт 3. Расстановка игроков.
  "Я не хочу быть спикером", – обычно слышно от Васи. Роль ученика в группе важна, как "расстановка игроков". Кто и в какой "зоне" будет "играть"? Есть ребята, которым комфортнее занять "зону обороны": читать, искать информацию, готовить доклады, работать самостоятельно. В любом классе есть форвард (от англ. forward – вперёд), он отправится в "зону атаки": презентует созданное группой, вступит в дебаты, аргументирует выбранную точку зрения. Опытные тренеры советуют игрокам учиться играть в любой зоне. Я считаю, что школьников иногда следует выводить из "зоны комфорта", предлагать им новые роли: застенчивому предложить озвучить мнение группы, непоседе дать возможность поработать с книгой.
   "Вратарь" по-русски, "goal (цель) – keeper (хранитель)" по-английски. Наверное, учитель становится тем самым "хранителем цели". Но важно, чтобы не только учитель понимал, чему и зачем он хочет научить своего ученика. Важно построить работу так, чтобы каждый ребенок в отдельности осознавал свою маленькую цель (goal).
     Ученик хочет быть успешным здесь и сейчас, хочет быть успешным в будущем. Одна из задач учителя – научить школьника ошибаться, не бояться неудачи. Уинстон Черчилль не перешёл из шестого класса в седьмой, ему не удавалось получить ни один политический пост, к которому он стремился, но в 62 года он стал премьер-министром Великобритании. Стивена Спилберга три раза не принимали в Университет Южной Калифорнии, но он стал едва ли не самым знаменитым режиссером США. Успех может прийти не сразу. Учитель сам должен уметь ошибаться. Ошибка естественна. Как только это поймёт его ученик, он не будет бояться собственной неудачи. "Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое – коли он трясётся за свой престиж, боится признать свою ошибку", – пишет Альберт Лиханов.
      Пункт 4. Тактика.
     "Мне скучно!.." – слышу голос Паши с задней парты. Когда-то эти слова казались мне едва ли не самыми страшными во время урока. Мне казалось, что на уроке всегда должно быть весело. Но с опытом я стала четко понимать, что учение для ребенка – это не развлечение. Учение – это первый его осознанный труд. Трудиться не всегда легко, не всегда весело, но трудиться может быть интересно. Сделать урок не развлекательным, но интересным, глубоким – та тактика обучения, которую выбираю я. Я обязательно достану мячик на уроке у второклассников, буду работать по песочным часам, задавая живой ритм, в среднем звене, для выпускников подберу интересный видеосюжет, который можно обсудить. Я буду искать новые формы работы, буду вырезать и клеить, скрупулёзно отбирать нужную для урока песню, буду складывать кубики и использовать пальчиковый театр. Но всё это буду делать с одной целью – сделать труд маленького человека интересным. Труд не может быть наказанием, он должен стать внутренней необходимостью школьника. Это вклад в будущее: умеющий трудиться ребенок или подросток – это умеющий работать от души взрослый.
      Принося на свой урок новый приём, я внимательно наблюдаю за тем, как он "приживается" или "не приживается". Что-то остается навсегда, что-то исчезает, побывав на уроке только однажды. По словам Анатолия Тарасова, "тренер должен быть наблюдательным, и всякий раз «делать узелок на память», чтобы сохранить увиденное, подмеченное, услышанное".
     Моим ученикам ужасно нравится то, что мы называем "Hot Chair" (горячий стул). Пройдена тема, или она только начата – неважно. В конце урока остается 3-4 минуты. Можно собрать сумки и ждать звонка. Но я слышу: "Анна Сергеевна, Hot Chair!" Я быстро ставлю один стул спинкой к доске, вижу поднятые руки, горящие азартом глаза. Выбираем первого водящего, он садится на стул, я пишу на доске слово или словосочетание, связанное с темой, класс объясняет написанное слово на английском языке без использования мимики и жестов. Вот она – внутренняя мотивация использования иностранного языка! Пусть будут ошибки, не страшно. Главное, что с урока ребята уходят с желанием вернуться снова и доиграть.
      Пункт 5. Спортивный психолог.
     "Учительское счастье слегка напоминает счастье идиота" – я прочитала эти слова у Марины Аромштам и долго над ними думала, почему-то странно улыбаясь сама себе. Какое оно – счастье идиота? Какое оно – счастье учителя? По-моему, самое искреннее, непосредственное, настоящее, непридуманное. Что приносит радость учителю? Банально, но радость ученика. А вот причина радости может быть разной: правильно отвеченное домашнее задание, выполненная на «отлично» контрольная работа, успех на олимпиаде, наконец, просто(!) урок. Радость самой маленькой победы!
Читаю в Википедии: "Одной из задач спортивного психолога является формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений". Учитель – психолог? Конечно. Он не может только обучать, он воспитывает "человека в человеке". Он может быть недоволен своими учениками, недоволен их результатами, но от простого сознания того, что его дети могут накормить бездомных собак, вымести школьный двор, помочь малышам накрыть на стол в столовой он становится счастливым. И всё это от простого понимания того, что "твои дети – вполне человеки". Главное – это увидеть! видеть!
      Пункт 6. Игровое время.
    Школьная жизнь, как хоккейный матч, состоит из периодов – уроков, между которыми есть перерывы. Только в школе за короткий перерыв надо перестроиться совсем на другую игру (другой учебный предмет), другого тренера (учителя), выйти на новую игровую площадку (попасть в атмосферу другого занятия). Самому учителю в каждом "периоде" приходится быть новым, потому что урок идёт в новом классе. Бывает, что учителю недостаточно только учебных занятий. "Игра" переходит в "овертайм". Остаться после уроков, дать возможность школьнику перечитать, переписать – без этого педагогу не обойтись. Период – перерыв – период – перерыв… Иногда нужно взять тайм-аут: остановиться, подумать, передохнуть самому и дать передышку "игрокам", нарисовать новый план действий, поддержать своих "хоккеистов" добрым словом. И снова "на лёд"!
      Пункт 7. Тренер.
     Учитель – тренер? Да. Он подберет правильную форму, разработает стратегию игры, научит играть, наконец. Учитель – играющий тренер? Конечно! Он на льду со своим учеником, именно он даёт первый голевой пас. Когда цель достигнута, учитель чувствует себя игроком высокого показателя полезности, даже если сам не забил ни одного гола. Часто педагогу приходится делать бросок с неудобной руки, ему приходится искать новые приёмы в своей работе, не всегда привычные и комфортные, но эффективные. Учитель – спортивный врач? Да, в прямом смысле слова. Он поймёт, если ребенок чувствует себя нехорошо, заклеит мозоль или забинтует порезанный палец. Учитель – спортивный психолог? Конечно. Он помирит поссорившихся приятелей, успокоит и поддержит ученика, поговорит с родителями.
     В размышлениях Анатолия Тарасова позволю себе заменить слово "тренер" словом "учитель". "Какое это счастье – быть учителем! И долгие-долгие годы работать с командой. Ты, учитель, из совсем "сырых" игроков, "…" подобно ваятелю, "лепишь" мастеров игры. Ты познаешь сильные стороны их характера, тебе ведомы и их слабости. "…" Ты не только их учишь всему, что знаешь и умеешь, но и сам у них учишься. И очень многому. Рисковать и побеждать. Творить. Терпеть невзгоды. С честью выходить из сложных коллизий. Уметь отдавать на алтарь всё, чем ты сегодня располагаешь".
      Пункт 8. И снова соперник.
     "Я всё равно уеду отсюда!" – слышим от выпускников мы, учителя провинциальных школ. Многие наши старшеклассники, к большому сожалению, стесняются того, что родились и живут в маленьком городе. У провинциального учителя, как и у провинциального тренера, есть сверхзадача – сделать так, чтобы ученик гордился своей малой родиной, чтобы вернулся сюда. А нам есть чем гордиться! Вятские ученые Владимир Михайлович Бехтерев и Константин Эдуардович Циолковский, художники Иван Иванович Шишкин и Виктор Михайлович Васнецов, музыканты Пётр Ильич Чайковский и Фёдор Иванович Шаляпин, писатели Альберт Анатольевич Лиханов и Александр Грин, хоккеисты Александр Николаевич Мальцев и Владимир Семёнович Мышкин… Но нельзя гордиться только прошлым. Я как учитель и классный руководитель, говоря о ценности родного края, хочу донести до школьников мысль о том, что будущее Вятки в их руках.
      Примечание (обращение к игроку ученику).
     Я – тренер. Я научу тебя зашнуровывать коньки, я помогу тебе встать на лёд, я научу тебя кататься, я дам тебе в руки клюшку, я покажу тебе, как забить гол.
     Я – учитель. Я научу тебя читать, я научу тебя грамотно писать, я расскажу тебе о том, как общаться, я покажу тебе, где и как добывать информацию, я смогу научить тебя думать.
     Мы вместе добьёмся цели: ты забьёшь свой первый гол, дубль или даже хет-трик, ты выберешь профессию и обязательно станешь успешным!
 
Эссе #3. "Учитель и ученик растут вместе".
 
Конкурс "Учитель года России - 2019"
Просмотров: 6 | Добавил: koranserg | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar